Убыточный европейский лидер triple play ищет новых инвесторов.
Все продолжают пристально следить за финансово-хозяйственными результатами, наверное, самого известного в России поставщика услуг triple play (т.е. тройная услуга по одному кабелю - телевидение, Internet и телефония) – итальянского оператора Fastweb. До недавнего времени для пропагандистов видеосервисов в телекоммуникационных сетях он служил эталоном современного оператора связи. Однако в самое последнее время его стали меньше упоминать в рекламных презентациях.
Сегодня мы предлагаем взглянуть на итоги деятельности Fastweb в III кв. 2005 г. За отчетный период годовой ARPU (средний доход на одного пользователя) оператора в секторе обслуживания частных пользователей понизился до 887 евро (кварталом раньше он составлял 900 евро). Собственно говоря, в этом нет ничего необычного, ведь заметное увеличение абонентской базы, как правило, всегда сопровождается снижением ARPU. Для любителей IPTV важно друг ое – впервые в 2005 г. годовой ARPU от предоставления видеосервисов не упал, а поднялся на один пункт до 70 евро. Если учитывать только реальных потребителей видеосервисов, которых у Fastweb более 160 тыс., то каждый из них принес в годовом исчислении 315 евро, или на 4 евро больше этого показателя, рассчитанного по итогам II кв. 2005 г. Стоит отметить, что за календарный 2004 г. истинные любители третьей составляющей triple play принесли оператору по 359 евро (в среднем почти по 30 евро в месяц). В календарном 2005 г. таков результат, конечно, недостижим.
Удивительно, но доход от телекоммуникационных услуг (доступ в интернет + IP-телефония) в III кв. 2005 г. снизился (несколько предыдущих кварталов он увеличивался). Если по итогам II кв. 2005 г. годовой ARPU от этих услуг равнялся 831 евро, то в последнем отчетном квартале он уменьшился на 14 евро. Тем не менее, можно быть уверенным, что результат календарного 2005 г. будет выше, чем год назад, когда 12-месячный ARPU составил 829 евро.
В III кв. 2005 г. Fastweb активно занимался строительством своей сети. Если 30 июня ее услугами потенциально могли воспользоваться 5,9 млн. домохозяйств (свыше 27% населения страны), то тремя месяцами позже охват сети увеличился приблизительно до 7,5 млн. (более 1/3 населения страны). Это значит, что компания уже перевыполнила годовой план по строительству, который предполагал охват 7 млн. домохозяйств.
Количество реальных абонентов к 30 сентября достигло 644 тыс. (кварталом раньше их было 598,2 тыс.), увеличившись за квартал почти на 46 тыс. а сначала 2005 г. – на 148 тыс. Доли корпоративных и частных клиентов по-прежнему распределяются в процентном отношении 15 к 85 (первых – 96 тыс., вторых – 548 тыс.). Однако при этом доля частников в доходе Fastweb сократилась за квартал с 47% до 44%. За III кв. 2005 г. количество каналов, обслуживающих корпоративных пользователей (а это в основном оптические каналы), увеличилось более чем на 1 тыс. и достигло величины 9,8 тыс.
Следует отметить, что в III кв. 2005 г. Fastweb впервые с начала предоставления коммерческих услуг в 2001 г. сообщил о существовании проблем с признанным оператором Италии – Telecom Italia. Бывший монополист отказал в подключении 21 тыс. абонентов, подписавшихся на ADSL-сервис альтернативного оператора. Таким образом, по состоянию на 30 сентября Fastweb реально обслуживал не 644 тыс., а 623 тыс. клиентов. Альтернативный оператор подал в суд на бывшего монополиста, но результаты разбирательства пока не известны.
Выручка Fastweb растет. В III кв. 2005 г. она составила 258,5 млн. евро, увеличившись по сравнению с предыдущим кварталом на 14% (на 30,9 млн. евро), а по сравнению с соответствующим периодом прошлого года – на 39%. Тем не менее, проект по-прежнему остается убыточным или лучше сказать – инвестиционным. Интересно отметить, что такой вывод можно сделать практически по всем строящимся сетям IPTV. Размер чистого убытка относительно предыдущего квартала снизился на 39,6% с 30,5 до 18,4 млн. евро.
Доходы и убытки Fastweb в III кв.
Показатель, млн. евро |
III кв. 2005 г. |
III кв. 2004 г. |
Изменение, % |
Доход |
258,5 |
185,6 |
39,2 |
Чистые убытки |
18,4 |
27,1 |
32,1 |
Источник: Fastweb
Не смотря на снижение размера чистого убытка, следует акцентировать, что одновременно с этим увеличились долговые обязательства компании: с 218,3 до 305,9 млн. евро, что является очень плачевным фактором. По-прежнему оператор имеет отрицательный показатель поступления денежных средств от операций (operational cash flow). Причем отрицательный результат за квартал увеличился с 71,5 до 89,0 млн. евро. Положительный cash flow ожидается только в 2007 г. Тем не менее, инвесторы и акционеры не теряют веры в будущее компании, и за девять месяцев 2005 г. они инвестировали в развитие сети 390,5 млн. евро (годом раньше капвложения составляли 346,6 млн. евро).
Здесь возникает вопрос, есть ли на примете у российских любителей triple play (и прежде всего – IPTV) инвесторы, которые готовы были бы вкладывать в них ежеквартально более 100 млн. евро? Или, хотя бы по $100 млн., в связи с тем, что, как утверждает глава «Корбины Телеком» Александр Малис, на западе реализация проектов triple play обходится дороже. Строить IPTV сети в настоящее время очень и очень рискованно, особенно в России, с ее спецификой качества состояния телефонных линий.
Но у некоторых инвесторов второго в мире (по количеству телезрителей) и крупнейшего в Европе поставщика услуг IPTV уже начинают сдавать нервы. В прошлом месяце правление Fastweb наняло Deutsche Bank для того, чтобы оценить перспективы продажи пакета акций компании какому-нибудь инвестиционному фонду или консорциуму. Хотя, например, инвестиционный банк BNP Paribas не рассматривает Fastweb в качестве идеальной цели для частных инвестиционных групп, правление надеется на успех. Поводом для этого является постоянный рост капитализации итальянского оператора (на сегодня она составляет более $3,5 млрд.). В это верят, похоже, и люди со стороны, поскольку сразу после известия об обращении к Deutsche Bank акции Fastweb заметно подросли в цене.
О чем это говорит? Только о том, что видеолихорадка в Европе еще не прошла, и только самые предусмотрительные люди (к коим относится основатель Fastweb и владелец четверти этой компании Сильвио Скаглиа, поскольку он уже официально заявил о намерении уменьшить свой пакет акций) начинают от нее излечиваться. Исследовательская фирма Pyramid Research недавно выпустила отчет под названием «IPTV – это широкополосный доступ, а не трансляция ТВ-программ». В нем подчеркивается, что IPTV – это всего лишь одна из услуг поставщика широкополосного доступа, и не более того. Вести конкурентную борьбу с сетями кабельного телевидения (СКТ) практически невозможно и бессмысленно. Далее дается следующая рекомендация: «Успех IPTV больше связан с продажей широкополосного доступа, чем с продажей ТВ-каналов. В то время как на рынке широкополосного доступа операторы связи являются лидерами, на рынке платного ТВ – они новички. Поэтому очевидно, что более прибыльным для них будет сохранение своих позиций в широкополосном сегменте, чем попытки стать лидером в области платного ТВ». Скорее всего, операторы СКТ быстрее внедрят у себя широкополосный доступ, чем операторы широкополосного доступа внедрят у себя конкурентоспособное ТВ. Исследовательская фирма Point Topic предупреждает, что занятие IPTV связано с большими проблемами и трудностями (кстати, об этом часто говорят и представители компании CTI – одного из ведущих российских поставщиков решений IPTV), и пока этот сервис никак не может претендовать на звание «убойного приложения».
Многие аналитики придерживается точки зрения, что за IPTV следует браться не раньше, чем проникновение широкополосного доступа превысит планку в 20% от населения страны (города), т.е. когда на каждые 100 жителей будет не менее 20 высокоскоростных каналов доступа в IP-сети. Тогда еще можно и рискнуть…
По материалам сайта: http://www.telecomforum.ru
|