Предварительные итоги развития отрасли ИКТ в 2006 г.По данным J'son&Partners, доля ADSL среди различных технологий широкополосного подключения домашних пользователей в России за последний год выросла с 27 до 36%, а в начале следующего года доля сетей Ethernet опустится ниже 50%, хотя вероятным остается и другой сценарий, при котором провайдеры доступа по Ethernet сохранят свои позиции. В целом по России рост доли ADSL аналитики связывают с выходом на этот рынок межрегиональных компаний (МРК) «Связьинвеста» и введением безлимитных тарифов. В регионах доля подключений ADSL растет благодаря маркетинговой активности провайдеров, а также более широкому покрытию, чем у сетей Ethernet. В столице ситуация иная: ADSL стремительно распространяется с середины 2004 г., и в декабре прошлого года технология охватила 37% рынка, но на этом рост стабилизировался. К достоинствам DSL в J'son&Partners причисляют максимальный и быстро достигаемый охват пользователей, возможность постепенного построения сети, относительно стабильное качество, наличие готовой инфраструктуры (телефонных линий), недорогой трафик за счет «эффекта масштаба». Многие пользователи предпочитают потратиться на модем ADSL и не прокладывать в квартире дополнительный кабель. Однако существуют как технологические ограничения (по скорости доступа и проценту обслуживаемых абонентов), так и организационные (недостаточная квалификация технических и абонентских служб провайдеров ADSL, слабое развитие внутрисетевых ресурсов) и рыночные (закрытость сегмента для новых игроков). Сети же Ethernet обладают хорошими возможностями масштабирования скорости и развитыми локальными ресурсами, а подключение новых пользователей не составляет труда. Вместе с тем, аналитики отмечают нестабильное и подчас непредсказуемое качество работы таких сетей, нерентабельность бизнеса в районах частной и малоэтажной застройки, фрагментированность рынка, где преобладают мелкие сети, сложность и дороговизну развития услуг в таких сетях. Активно строятся и модернизируются сети кабельного ТВ, на базе которых формируются услуги с конкурентными тарифами. Их доля медленно растет, но остается очень небольшой – в пределах 5-7%. В эту категорию аналитики включают традиционные сети кабельного ТВ с широкополосным доступом по технологии DOCSIS и гибридные волоконно-коаксиальные сети (Hybrid Fiber-Coaxial, HFC), когда от оптического узла до абонента прокладываются две независимые сети – «витая пара» для Ethernet и коаксиал для ТВ. В России опыт построения таких сетей имеют компании «Телеком Транспорт», «Вимком» и ряд других системных интеграторов. На базе сетей HFC оператор предоставляет абонентам как базовые услуги (стандартные аналоговые телевизионные каналы), так и расширенный сервис – платное цифровое телевидение, телефонную связь, доступ в Интернет. Например, сеть HFC компании ТКТ (С.-Петербург) обслуживают 14 тыс. абонентов. Компания предлагает услуги цифрового ТВ и широкополосного доступа в Интернет и планирует запуск контентных проектов. Владельцы сетей КТВ могут начинать с предложения услуг платного телевидения, спрос на которые в регионах пока еще выше, чем на широкополосный доступ в Интернет, далее постепенно набирать абонентскую базу и расширять спектр услуг. В то же время такие сети имеют ограниченные зоны покрытия, а их строительство обходится дорого, поскольку требует прокладки кабеля и установки оборудования. Большинство же существующих сетей не готовы к поддержке новых услуг. Долю прочих технологий домашнего широкополосного доступа в Интернет (Wi-Fi, WiMAX, PLC, спутниковые каналы) аналитики считают пренебрежимо малой, однако ситуация на российском рынке меняется. По материалам вестника АКТР |